Технический прогресс, который рванул ввысь в начале прошлого века и поставил перед человеком множество проблем, одну из них обозначил особенно крайне остро – образование и его всеобщность. Если до этого миллионам жителей земли можно было обойтись вообще без какого-либо образования, то уже к 20-му веку, вопрос о всеобщем среднем образовании встал очень остро. Ведь для технических и научных прорывов вдруг понадобились тысячи специалистов во всех отраслях жизни. И 20-й век с этим вызовом достаточно успешно справлялся введя во многих государствах обязательное среднее образование, но уже к началу 80-х годов прошлого века в Советском Союзе всерьёз встал вопрос о всеобщем высшем образовании.
Эта тема широко обсуждалась общественностью, прорабатывались различные схемы изменения среднего образования, которое должно было подводить к осознанному выбору профессии молодым человеком и продолжению получения обязательных знаний уже в высшей школе. Встал вопрос об элитном образовании и о новой элите. Стране тогда нужен был высокообразованный, активный молодой человек в больших количествах, потому что все понимали, что здание «светлого будущего» безграмотные или малограмотные «строители» просто не смогут возвести.
А что такое – «элита». С французского, откуда к нам пришло это слово, это означает «лучшее, отборное». То есть, потребовались тысячи молодых, энергичных, широко образованных юношей и девушек, которые бы со временем образовали ту самую прослойку людей, спаянных одной целью, одним стремлением к высоким и великим свершениям, направленным на благо страны и человечества. Человечество должно было воспарить к новым мирам! Да и собственно Перестройка в советском обществе поначалу была воспринята не как демонтаж СССР, а как обновление и расцвет. Но, увы, не случилось. Вместо полёта всё рухнуло, законы бытия оказались неумолимы.
Вместо созидания остро встал вопрос о собственно выживании, а не о творческих прорывах. Под раздачу попало и образование, которое быстро утратило единую систему подачи знаний, потеряло воспитательное начало, уничижение самого слова Учитель. О какой высокообразованной элите, о каком обязательном высшем образовании мог тогда думать человек, по полгода не получающий мизерную зарплату.
Но как ни крути – жизнь диктует своё. Можно бастовать и бунтовать сколько угодно, а любому непрерывному технологическому процессу глубоко наплевать на твои идеологические пристрастия. Процессу нужно другое – ему необходимо высококвалифицированное обслуживание прекрасно подготовленными специалистами. Иначе страна рискует вернуться к лучине и палке-суковатке.
Общество, его благополучие напрямую зависит от образования. И не просто образования, а от его уровня, что собственно и делает его элитным или не делает. И здесь важно понять, что школа в состоянии дать многое, вопрос в другом, а готовы ли взять это многое, принять его в себя и стать носителями элитного знания дети. Нужны ли знания детей их родителям, и нужны ли высокообразованные молодые люди в большом количестве государству?
Ведь основным и единственным заказчиком образования выступает только государство, уровень его задают государственные и общественные структуры страны. И если ныне правящая элита не формирует заказ, то здесь уже сами люди должны решать в какой стране и среди каких людей им хочется жить – среди безграмотных бездельников, которые способны только губить, или в окружении образованных, целеустремлённых, готовых созидать на благо Родины людей.
Исходя из этого посыла двадцать лет назад и было создано одно из элитных учебных заведений нашего города – Суздальская Православная гимназия. Именно элитное, потому что в отличии от «элитарного образования», которое существовало всегда и везде и которое занимается образованием для узкого круга привилегированных групп населения и куда можно попасть только по связям, имея огромные деньги или особое происхождение, элитное образование рассматривает в каждом кандидате прежде всего его одарённость и творческий потенциал, а вовсе не толщину его кошелька или насколько «голуба» его кровь. Элитному учебному заведению нужен прежде всего ребёнок, который талантлив и готов долго и упорно трудиться.
И в Суздальской Православной гимназии готовы дать такое образование, которое опирается на тысячелетние традиции классической системы. Именно в нашей гимназии ребёнок, если он и его домашние готовы приступить к совместному труду с педагогами гимназии, получит единую систему взглядов на мир, окружающий нас, научится постигать его тайны, преобразуя полученную информацию путём переосмысления в твёрдые знания о мире и человеке, как творении Божьем.
В нашей гимназии, ребёнок, пройдя творческий отбор, поступает в школу дошколят, где его начинают обучать опытные педагоги, которые ведут его дальше по сложному пути познания мира. Наряду с общеобразовательными предметами, которые преподают отменные специалисты, гимназист получает отличное музыкальное образование, изучает основы изобразительного искусства в изостудии, учиться защищать Отечество в кадетском классе.
Ещё древнегреческий учёный Исократ, выдающийся оратор, философ и воин, павший на поле брани считал, что учитель – это не просто технический специалист, который просто озвучивает ту или иную информацию, нет, учитель - это человек который сам является воплотителем в жизнь тех идей, которым он хочет научить. Он сам должен верить и стремится глубже познать то, чему он хочет научить юные умы. Можно с полной уверенностью сказать, что наши педагоги олицетворяют собой как раз такой тип вышеназванного Учителя.
Учителя с большой буквы, готового отдать всего себя, всю свою душу, ум, волю ищущему познания ребёнку. Но только тому, кто готов трудиться денно и нощно над постижением наук. Именно трудиться, ведь тот же Исократ считал, что образование: настоящее, глубокое, всесторонне, или, если хотите, элитное, не будет приятным времяпрепровождением для молодых людей, поэтому он настаивал, что «корни образования горьки, а плоды сладки».
И плоды эти может в полной мере вкусить лишь тот, кто достойно потрудится на ниве получения знаний, ибо станет победителем! Именно элитное образование, даваемое в Суздальской Православной гимназии воспитывает в человеке победителя, и плоды этой победы останутся с человеком навсегда, и никто никогда их не сможет отнять.
Зам. директора по УР - Пугина Л.Е.